Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствием с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебные пособия и учебники, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.)
Деятельность ДОУ направлена на создание в детском саду комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей; охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, их духовно-нравственное развитие и воспитание.
Условия, которые созданы в ГБДОУ № 98 для получения образования детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ:
средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья- отсутствуют
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФОП ДО
В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее – оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Оборудование имеет сертификаты качества и отвечает педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ построена в соответствии с требованиями ФОП ДО:
1. Безопасная
2. Легко трансформируемая
3. Оснащена полуфункциональным оборудованием
4. Вариативная
ПРИНЦИПЫ |
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ |
ИНФОРМАТИВНОСТИ |
Разнообразием тематики материалов и оборудования, активность детей во взаимодействии с предметным окружением |
ВАРИАТИВНОСТИ |
Определяется видом ДОУ, содержанием дошкольного образования, национально-культурными и климатическими |
КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ И ГИБКОГО ЗОНИРОВАНИЯ | Легкость трансформирования оборудования, полуфункциональность его использования. |
СТАБИЛЬНОСТИ/ДИНАМИЧНОСТИ | Сочетание привычных и меняющихся элементов эстетически организованной среды для обеспечения комфортности каждого ребёнка |
УЧЕТ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ | Обеспечение как общим так и специфическим материалом для мальчиков и девочек |
ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ | Использование материалов и оборудования для одной образовательной области в ходе реализации других областей |
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ИГР |
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ |
СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ |
-Предметы оперирования; -Игрушки-персонажи; -Маркеры (знаки) игрового пространства |
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ |
-Материалы для игр на умственную компетентность (дидактические, интеллектуальные, развивающие игры); -Материалы для игр на физическую компетентность (подвижные, игры с элементами спорта) |
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВИДЫ ОБОРУДОВАНИЯ | КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Материалы для: -Рисования; -Лепки; -Аппликации |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ |
Материалы для конструирования: -Конструкторы; -Природные и бросовые материалы; -Бумага разных фактур |
Оборудование общего значения |
-Доска для рисования мелом, маркером; -Фланелеграф |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Материалы и оборудования для двигательной деятельности включают в себя следующие виды оборудования для:
-ходьбы, бега и равновесия;
-прыжков;
катания, бросания и ловли;
-ползания и лазания;
-общеразвивающих упражнений
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВИДЫ ОБОРУДОВАНИЯ | КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ |
-Материалы для сенсорного развития; -Природные объекты (коллекции материалов, плодов, семян, гербарий листьев и цветов) |
ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | Специальные наглядные пособия, представляющие детям мир вещей и событий |
НОРМАТИВНО-ЗНАКОВЫЙ МАТЕРИАЛ | Разнообразные наборы цифр и букв, алфавитные и цифровые таблицы |
Для реализации информационно-коммуникативных технологий с целью повышения эффективности образовательной деятельности в ГБДОУ используются технические средства обучения.
Система развивающей предметной среды в ГБДОУ
Кабинеты ГБДОУ, музыкальный и физкультурный залы, групповые помещения оснащены в соответствии с рекомендуемыми перечнями оборудования с учетом необходимости и достаточности для:
- методического оснащения воспитательно-образовательного процесса;
- медицинского обслуживания;
- обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности дошкольников.
НАИМЕНОВАНИЕ | НАЗНАЧЕНИЕ |
КАБИНЕТ ЗАВЕДУЮЩЕГО |
-Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями; -Просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста |
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ |
-Методическая библиотек для педагогов; -Семинары, консультации; -"Круглые столы" -Педагогический советы; -Повышение профессионального уровня педагогов; -Разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ |
-Праздники, досуги, вечера развлечений, образовательная деятельность, индивидуальная работа; -Развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы; -Подгрупповая и индивидуальная работа по театрализованной деятельности; -Консультационная работа по вопросам музыкального воспитания для родителей |
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ |
-Спортивные праздники, физкультурные досуги; -Укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни; -Консультационная работа по вопросам физического воспитания и здоровья детей для родителей |
МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ |
-Медицинский осмотр детей; -Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ; -Профилактическая и оздоровительная работа с детьми |
ГРУППОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ |
-Центр сюжетно-ролевой игры; -Центр познавательно-речевого развития, в том числе книжный уголок; -Центр-художественно-эстетического развития; -Центр-социально-личностного развития; -Центр физического развития и здоровья |
УЧАСТОК ДЕТСКОГО САДА |
-Прогулки; -Игровая деятельность; -Физкультурные занятия, досуги, праздники; -Самостоятельная двигательная активность; -Развитие познавательной деятельности; -Развитие трудовой деятельности посредством сезонного оформления участков |