Без категории
Существуют разные мнения о происхождении гармошки. По одной из версий, инструмент пришёл в Россию из Германии в середине XIX века, а изобрёл его немецкий мастер-настройщик Кристиан Фридрих Людвик Бушман. Однако есть версия, что предок гармони был сконструирован в Санкт-Петербурге ещё в конце XVIII века чешским органным мастером Франтишеком Киршником.
Широкое распространение в России гармони получили во второй половине XIX века, когда в ряде городов стали появляться артели (небольшие заводы) по изготовлению этих инструментов. Так возникло много их разновидностей: саратовская и ливенская гармонь, тальянка и многие другие.
Гармонь быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила её звучность, простота обучения игре и «игрушечные» по тем временам размеры.
В годы Великой Отечественной войны гармонь для солдата стала боевым товарищем. Она согревала душу солдат, помогала преодолеть тяготы сражений, горечь утрат, разлуку с родными людьми. Для поднятия боевого духа защитников Родины гармони специально отправлялись на фронт.
Сейчас гармонь продолжает звучать на сцене. Она является неотъемлемой частью оркестров и ансамблей народных инструментов, используется в выступлениях небольших эстрадных групп, исполняющих народный репертуар.
Несколько интересных фактов о гармошке:
• Гармонь — русское изобретение. В 1783 году чешский инженер Франтишек Киршник представил в Санкт-Петербурге новый музыкальный инструмент под названием «гармоника» (по-русски — гармонь, гармошка).
• У гармоней может быть разный строй. Чтобы играть дуэтом, нужно не просто слышать друг друга, но и совпадать по строю.
• Во время Великой Отечественной войны на фронт выслали до 72 тысяч русских гармоней. Бойцы говорили, что гармошки поднимают боевой дух.
• До сих пор есть самодельные гармошки. Они считаются лучше заводских, имеют особый статус и отличаются звуком.
• В мире существует четыре музея гармоник: в Италии, США, Германии и России. В Музее русской гармоники Альфреда Мирека представлена уникальная коллекция, которую профессор собирал в течение полувека.
• Существуют гармошки разных размеров и форм: например, экземпляры высотой с человеческий рост, предназначавшиеся для совместной игры двух музыкантов, или крохотные инструменты размером в несколько спичечных коробков.
Веретено – небольшое деревянное приспособление, предназначенное для прядения и служившее основой для наматывания нити. Его форма и размеры были выверены столетним опытом существования прядения как ремесла. Чем меньше и тоньше было веретёнце, тем тоньше получалась пряжа. Оно позволяло равномерно скручивать нить. Наши прабабушки и бабушки расчесывали колючими щетками шерсть, лен, привязывали к верхнему резному концу прялки получившуюся кудель и ловкими движениями вытягивали из неё нитку. Искусству прядения девочка обучалась с ранних лет. Поначалу веретено норовило выскочить из детских ручек и освободиться от наверченной на него пряжи. Ссученная нить получалась разной толщины и годилась только на носки или варежки, но со временем удавалось сладить с непослушным веретёнцем, приобрести необходимое мастерство. Веретено и нить – символы жизни и непрерывности времени – присутствовали в ритуалах и верованиях многих народов. Например, восточные славяне почитали богиню мудрости и рукоделия, вечную ткачиху и пряху – Макошь, одним из символов которой было веретено. Среди русского народа веретено исстари считалось магическим предметом, защищающим от сглаза, нечистой силы. Во время грозы его выносили из избы во двор для защиты от молнии. Знахарки кололи острым концом веретена больного или клали в воду вместе с ножом для наговора воды на лечение. Веретено с секретным пазом, в который помещали полудрагоценные или драгоценные камни, применяли, чтобы уберечь дом от негативной энергетики. Прятали его высоко над притолокой входной двери, чтобы никто не мог достать. Сегодня уже далеко не все знают, как выглядит веретено. А ведь когда-то оно было в каждой крестьянской избе, занимало важное место в обрядах и верованиях.
Первые светильники появились на Востоке ещё в IX столетии. Багдадский поэт Ар-Рази в своих сочинениях описывал лампу, которая работала на масле, а зажигалась при помощи хлопкового фитиля.
Леонардо да Винчи оставил чертежи похожего устройства. Изобретатель добавил к металлической ёмкости с топливом и фильтру стеклянный колпак, который защищал огонь от ветра. Однако лампа да Винчи так и не была доведена до идеала.
Первые керосиновые лампы появились в 1853 году. Австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе.
Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп послужила дешевизна горючего — использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла.
В России керосиновые лампы появились в 1861 году, а в 1862 году вытеснили все другие источники света.
Керосиновая лампа была не только предметом освещения, но и украшала интерьеры, являясь зачастую произведением декоративно-прикладного искусства. Несколько интересных фактов о керосиновых лампах:
• Первые керосиновые лампы появились в 1853 году во Львове, их изобрели австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех.
• Одной из важнейших характеристик керосиновых ламп был размер фитиля, от которого зависела светимость. Ширина фитиля измерялась в линиях — старинной русской и английской мере длины (одна линия составляла 1/12 дюйма, это около 2 мм).
• Широкое распространение получили ветроустойчивые керосиновые фонари, которые начали выпускать в Германии в конце ХIХ века. Они носили название «Летучая мышь» («Fledermaus») по названию немецкой фирмы, которая запатентовала первый ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой.
• Для шахтёров и горняков разработали пожаробезопасную «лампу Дэви». Кремень на храповом механизме высекал искру, и керосиновая лампа своим огоньком помогала ориентироваться в запутанных подземных коридорах.
• В блокадном Ленинграде «керосинка» не только озаряла замёрзшие дома, но и согревала голодных, измученных людей, дарила надежду.
• При определённых условиях даже из керосинового фонаря можно было получить электричество, используя тепловую энергию. В Советском Союзе в 50-х годах выпускали термогенератор ТГК-3, который использовался для питания радиоприёмников в местах, где электричества ещё не было.
Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно представляет собой толстый железный прут длиной около 50–100 см, загнутый на конце под прямым углом.
Также слово «кочерга» может иметь и другие значения, например:
• В автомобильном жаргоне — механическое противоугонное средство в виде раздвижного металлического стержня с крюками, которое крепится на руль или руль и педаль и мешает управлению автомобилем.
• В жаргоне автолюбителей — механическая коробка переключения передач.
• В разговорной речи — вымышленная болезнь новорождённых в виде чёрных волосков на спине. Несколько интересных фактов о кочерге:
• Слово «кочерга» произошло от слова «кокора», которое означало ствол дерева с корнем или корягу. Со временем «кокора» превратилась в «кочеру», а затем и в «кочергу».
• В крестьянском быту кочерга была символом домашнего очага, который давал пищу и тепло. Говорили: «Кочерга — в печи хозяйка».
• Для использования по назначению полагалось иметь не одну, а две кочерги: одну — для действий внутри печи, другую — для выгребания золы из подтопка.
• Кочергу использовали в медицинских целях: раскалив докрасна, её подносили к больному месту на расстоянии в несколько сантиметров и вращали по солнцу с заговором.
• В старину кочерге приписывали пророческие качества, её использовали для гаданий. Например, зимней ночью кочергу втыкали в сугроб вверх ногой и загадывали желание, а утром смотрели: если кочерга упала — не сбудется, наклонилась — есть надежда, крепко стояла — сбудется наверняка. • Во время грозы, града и шквалистого ветра бросали во двор кочергу, чтобы всё прекратилось.
• На свадьбу жениху и невесте дарили кочергу и ухват, перевязанные лентой, что символизировало домашний очаг и крепкий брачный союз.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу ….( чугунок.)
Когда знакомишься с какой-либо вещью, всегда бывает интересно узнать, не только для чего она нужна, но и из чего и как она сделана и почему так называется. Музейный экспонат о котором сегодня пойдет речь – чугун. До 19 века на Руси использовалась глиняная посуда. Крынки, кувшины, горшки длительное время сохраняли еду свежей, но были очень хрупкими и недолговечными. Основным неудобством глиняной посуды для использования в русской печи являлась её способность треснуть в самый неподходящий момент. Холодную посуду в горячую печь ставить категорически нельзя. В самом конце XIX - начале XX веков на смену глиняным горшкам пришли горшки чугунные. Чугунок – это сосуд из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Называется так потому, что сделан из чугуна. За счёт пористой структуры чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева, и это способствует тому, что продукты во время приготовления оказываются словно внутри русской печи. Чугунная посуда ценилась за неприхотливость, долговечность и теплоёмкость. Толстые стенки чугунков медленно нагревались, ещё медленней остывали. Каша, рано утром поставленная в русскую печь, к обеду как раз поспевала. В печь ставили не один чугунок, а несколько, их ручки могли цепляться и опрокидывать друг друга, поэтому идеальная форма для чугунка - без ручек. В больших чугунах готовили щи, в маленьких томили кашу или картошку. А вкусно как! Ни в какой кастрюле такой вкуснятины не сваришь! Объём чугунка мог быть разным – от 1,5 до 15 литров. Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка - зауженный книзу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Видимо, сужение книзу и дает вкусовой эффект, присущий только чугунку. А форма эта позволяет ставить чугунок в печь и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухватa, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Наши предки издавна привыкли наделять предметы, окружающие их в жизни, особыми магическими свойствами. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу всем магических дел мастерам. Потому-то и любили его всевозможные ведьмы, колдуны и ведуны. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Сохранность внутренних органов человека тоже в ведении чугуна. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена! Сейчас остаётся всё меньше дровяных печей, круглый чугунок становится экзотикой, а ухват многие видели только в кино. Но чугун не собирается сдавать своих позиций. В настоящее время выпускаются чугунные сковороды, сотейники, котлы, утятницы-гусятницы, различные формы для выпечки. Такая посуда обладает рядом значительных преимуществ. Она самая экологичная, обогащает пищу железом, которое легко усваивается организмом, позволяет готовить удивительно вкусную и полезную пищу с сохранением всех витаминов и питательных элементов.
Всё о Русском лапте
Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия». Всем давно известно, что с древнейших времён и до первой четверти 20-ого века простой славянский народ ходил в лаптях. Всегда и везде: зимой и летом, в пир и в мир. Эта универсальная обувь сопутствовала крестьянам практически от рождения и до конца жизни. Поэтому они крепко вошли в сознание народа, и фигурируют во многих пословицах, баснях, шутках, загадках и поговорках. А сейчас мы совсем забыли об исконно славянской обуви: её уже никто не носит, и мало того, мало кто знает о ней хоть что-то. Давайте заново познакомимся с русскими лаптями: с их историей, фасонами, функциями, техниками изготовления и интересными фактами. Пришельцы из неолита В последнее время появляется всё больше мнений о том, что лапти на Руси стали носить не ранее 15 века. Но официальная версия утверждает, что люди обувались в них ещё в каменном веке. По крайней мере, на общинных стоянках той далёкой эпохи находили крючки из костей животных, и поныне используемые при плетении лаптей. В старину крестьян, носивших лапти, называли лапотниками. Это слово впервые можно встретить ещё на страницах «Повести временных лет», и в более позднем литературном труде – в «Слове Даниила Заточника». Как их носили Прежде чем обуть лапти, нужно было ступню и голень обернуть онучами – портянками. Чтобы портянка не разматывалась, а лапоть не сваливался, его подвязывали особыми шнурками – оборами или, как их ещё называли, поворозами. Их изготовляли из кожи, верёвок или лыка. Но всё же они не помогали, и время от времени приходилось перематывать размотавшиеся онучи. Они такие разные! Мы привыкли считать, что лапти были все одинаковые: такие, какими мы их видим на полотнах художников и в витринах музеев. Но нет! В позапрошлом столетии существовало множество фасонов и моделей этой обуви. Были мягкие лапти для дома, изготовленные из ивы, и крепкие «уличные» из липы. Были повседневные и праздничные, украшенные цветными нитками по обору. Были лапти сезонные и для межсезонья: с высоким верхом для весны и осени. Лаптями называли любую плетёную обувь, и береста была не единственным материалом для их изготовления. Раньше большой популярностью пользовались кора и подкорье липы, вяза и других лиственных деревьев, а также волос, ткань и пеньковая пряжа. А использование разных материалов и увеличение лыковых полос позволяло расширять модельный ряд лаптей. Например, существовали пятерики из пяти полос и волосяники из конного волоса. Они умели «говорить» Раньше по лаптям можно было определить, откуда родом их обладатель. Восточные славяне плели свою обувь в технике косой решётки, делая борта высокими, носки круглыми, и начиная изделие с задника. А западные славянские народы использовали прямое плетение, делая борта низкими, носы треугольными, и начиная работу с носка. Как смастеришь, столько и пройдёшь! Всё, что требовалось умельцу для плетения – это колодка из дерева, повторяющая форму ноги, особый крючок кочедык и собственно лыко. Изготовление лаптей при определённой сноровке занимало очень мало времени – в день можно было изготовить от одной пары до девяти. Но торговали ими редко, так как не было крестьянской семьи, где никто не умел бы сплести эту универсальную обувь. Чаще всего плетением занимались мужчины, так как для этой работы требовались твёрдые руки и сильные пальцы. Если плетение получалось слабым, лапоть быстро измочаливался. Но даже при качественном выполнении работы летние лапти приходили в негодность за четыре дня! Зимние служили чуть дольше – до десяти дней. Ободрать как липку Самые крепкие лапти плелись из липового лыка. При этом считалось, что кору с этого дерева лучше снимать ранней весной, как только начинает появляться первая листа. Умельцы, стараясь запастись рабочим материалом впрок, обдирали деревья так, что в лесу белели только голые стволы. Конечно, это наносило липам вред; так, наверное, и появилось выражение «Ободрать, как липку». Немного интересного Выражение «русский лапоть» появилось совсем недавно, где-то в советское время. Им с оттенком презрения называли наивного простака, некультурного или необразованного человека, а также деревенских жителей, чуждых прогрессу. Когда-то на Руси ширина лаптя служила мерой измерения длины. Она составляла четверть аршина, то есть почти 18 см. Естественно, пользовались ей только крестьяне при полевых работах. Лапоть, несмотря на всю свою архаичность, «дожил» до 20-ого века. Известно, что в России в период Гражданской войны набранные в деревнях призывники Красноармейцы носили лапти и онучи.
Сейчас хозяйки иногда пользуются таким хозяйственным предметом как сито, а в давние времена без подобной утвари в принципе не обходилась ни одна женщина. Этот предмет помогал избавить муку от мусора и сделать ее «воздушной», что сказывалось на качестве теста. Сито или решето, помимо прочего, играло множество ролей: было оберегом, выступало атрибутом гаданий, являлось символом плодородия и достатка. Сито. Приспособление для просеивания муки, представляет собой круглую коробку с невысокими стенками — ободом и сетчатым дном. Обод изготавливался из осины или луба, сшивалось лыком. Сетка ткалась из конского волоса, с очень мелкими ячейками. Высота сита обычно была около 10 см, диаметр дна — 20-30 см. Сито ещё называют «мелким решетом», то есть сито и решето родственники. Мука через сито просеивалась в ночву. Сито пропускало через ячейки только муку очень мелкого помола, что характерно для муки хорошего качества. Такая мука называлась «ситной», а испеченный из нее хлеб — ситным, ситником. Ситный хлеб ценился выше и стоил дороже. Ситник пекли для каждодневного обеда только богатые люди. Крестьяне бедные и среднего достатка пекли его только к празднику. В старину сито использовали не только по прямому назначению – просеивать сыпучие продукты, а также в качестве оберега, в гадании и даже в лечении. Люди считали, что сито очень схоже с небесным сводом, а мелкий дождик называли ситным и считали его целебным. Чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а если его было много, переворачивали, чтобы дождь закончился. На свадьбах сито считалось символом вместилища даров. Как только жених выходил из дому за невестой, его встречали родственники с ситом и лили в него воду, просили жениха испить водицы. Вода мимо льётся и жениху в рот не попадает. А родня припевала: «Чтоб тебе горя в жизни столько напиться, сколько испил ты из сита водицы». Когда молодые выходили из дома невесты, их осыпали из сита символами богатства и семейного достатка – зерном, орехами, монетками. Вот такой простой на вид кухонный предмет, являлся незаменимым помощником на кухне и оберегом.
Знакомо ли вам слово ухват?.. Возможно, многие из вас его слышали. Но все ли знают, для чего он предназначен? Ухват для печи, или как его ещё называют – рогач, представляет собой устройство в виде длинной, чаще всего деревянной ручки с разветвленным металлическим наконечником в форме рогатки. Ручка позволяет держать руки на расстоянии от пышущей жаром печи, а раздвоенное окончание надежно удерживает горячий чугунок. Использовались ухваты непосредственно во время приготовления пищи. После того, как печь была истоплена и пища приготовлена, ухваты убирались. Хранились ухваты по-разному. Чаще для ухватов было сделано специальное приспособление над печью, где они хранились в горизонтальном положении: и рядом, и убраны. У кого-то ухваты хранились в нише за печью, которое так и назвалось запечье. Чаще наиболее ходовые хранились рядом с печью, остальные выносились в сени или кладовку. Длина ухвата для русской печи тоже взята не с потолка. Ухват должен работать как рычаг, компенсируя основной минус чугунной посуды — тяжесть. Правильная длина в идеале должна давать такой эффект, чтобы с чугунком мог справиться и ребенок. Чтобы избежать ожогов, длину ручки следует также соотносить с параметрами печной топки. Как правило, длина ухвата – 140 – 170 сантиметров. Что касается материала ухвата, оптимальным считается соотношение: деревянная ручка (поскольку не нагревается) и металлическая рогатка, обеспечивающая плотное прилегание и надежное удерживание чугунного горшка. Ухваты были разных размеров и предназначались для помещения в печь или извлечения из нее чугунов с варевом от самых маленьких до самых больших. В маленьких чугунах готовили каши, их с помощью ухвата легко было задвинуть в печь. В очень больших чугунах варили похлебку для домашних животных (мелкую картошку, кормовую свеклу, тыкву). Такие чугуны было труднее задвигать. Поэтому брали большой ухват, точный по диаметру низа чугуна. Ручку ухвата клали на деревянный валик, приподнимали немного чугун над поверхностью печи и завозили его в топку. Как помогали ухваты хозяйкам? Пользоваться ухватами (рогачами) было очень удобно. Они насаживалась на аккуратные, нужной длины ручки. Ухват очень облегчал труд хозяек. Им не приходилось просить помощи в перемещении тяжёлых больших чугунов. Ухват надёжно держал посуду, её переворачивание или падение практически исключалось. Ухваты изготавливали кузнецы по заготовкам соответствующих форм и размера. Сейчас ухват стал редкостью, а раньше был обязательной частью любого дома. В печи готовили в чугунных горшочках, а это было неудобно без подходящих ухватов. Чугунки в старину делали таким образом, что одним ухватом можно было доставать сразу несколько разных горшочков. Достаточно знать соответствие посадочного диаметра и какие по объему емкости ему соответствуют. Основное правило универсально для всех случаев: расстояние между кончиками «рогатки» должно быть таким, чтобы ухват свободно проходил под туловом емкости, не царапая поверхность, но при этом плотно обхватывая чугунок, не допуская проскальзывания. Ухват упирается в самое широкое место горшка, на несколько сантиметров ниже самой широкой части. «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт. Людям отдает, а сам на отдых идет…» Любили наши предки наделять предметы домашнего быта свойствами живых существ. И чем чаще использовалось в хозяйстве то или иное приспособление, тем более одушевленным оно становилось в русском фольклоре и в сознании заботливых хозяев. Вот и ухват заслужил честь «ожить» в представлении русского человека. И это неудивительно! Бок о бок трудился он ежедневно вместе со своими хозяевами в мирное время, спасая руки от жара русской печки и помогая справляться с тяжелыми чугунками.
Классический туес — небольшой короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры берёзы и имеющий деревянные дно и плотно притёртую крышку. Туес или поражает простотой и мудростью конструкции. Он напоминает термос, поскольку имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятая со ствола целиком береста. Сколотень заготавливают специально, в определённое время года. Для этого нужен опыт, чтобы не навредить дереву. Наружная стенка предназначена для декора, недаром ее называют рубашкой. Рубашку украшают яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом, или тиснением, иногда вплетают полоски бересты. Два слоя бересты складываются белой стороной коры внутрь так, что снаружи всегда «изнаночная», более тёмная сторона. Берестяной туес собирается без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа. Края могут усиливаться корнем сосны, который вставляется между стенок. Берестяные туеса используются для хранения продуктов питания или мелких вещей. В туесах хранят соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты в берестяных туесах долго хранятся, соль не отсыревает, солёные грибы и огурцы приобретают особый аромат, масло не становится горклым, молоко и творог не киснут. В туеса наливают мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло. Туеса имеют свойство сохранять прохладу воды, кваса и других прохладительных напитков в жаркий день, а горячие напитки, наоборот, долго не остывают. Дело в том, что сама береста обладает бактерицидными свойствами. Люди давно заметили, что она долго не портится, даже если ствол берёзы упал в воду. Скорее сгниёт сама древесина. При этом, кора берёзы состоит из множества слоёв, поэтому достаточно герметична. Туески служат, как правило, очень долго. Именно поэтому они довольно часто встречаются в музейных коллекциях.
Скалка- это деревянный валик для раскатывания, катания чего-либо. (теста или белья). Археологи установили, что впервые использовать каменный цилиндр для раскатки теста придумали этруски около 3000 лет назад. Они жили на территории современной Италии и были предшественниками римской культуры и цивилизации. После этого скалки проникли в инвентарь других народов. На Руси скалка была незаменимым инструментом на кухне любой хозяйки. С помощью деревянной утвари раскатывали тесто для пирогов, вареников и лепешек. Стандартной для скалки формой являлся вытянутый цилиндр диаметром три-четыре сантиметра с ручками по обеим сторонам. Однако встречались варианты только с одной ручкой или совсем без них – в таком случае хозяйки также использовали скалки как толкушки для картофеля. Скалки изготавливали из дерева, чаще всего из липы. В отличие от других пород дерева она не трескалась, практически не гнила и не меняла форму во время сушки. Утварь из этой древесины была прочной, её можно было замачивать в воде. Выточить скалку было просто: сначала у широкой палочки скругляли углы, а затем ее шлифовали, чтобы на поверхности не было зацепок. В середине XVIII века в Англии появились полые стеклянные скалки. С их помощью не только раскатывали тесто, но и хранили внутри специи, кофе и уксус. Такие изделия часто дарили на свадьбу. На Руси же такая утварь не получила распространения. В конце XIX века в Европе для скалок стали использовать новый материал – глину. В отличие от деревянных, керамические скалки было легче и проще мыть. Позже конструкцию усовершенствовали и вместо литых появились вращающиеся скалки на центральном стержне. В наше время на современной кухне встречаются скалки из разных материалов: деревянные, металлические, керамические, силиконовые и пластиковые. Существуют и пустые внутри модели – в них заливают тёплую воду, чтобы тесто лучше раскатывалось.
Крынка представляет собой сосуд виде удлиненного глиняного горшочка, расширяющегося книзу. Она похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Слово кринка (или крынка) имеет общеславянское происхождение. Оно употреблялось для обозначения сосуда, миски, лохани, корыта, а также меры содержимого этого сосуда. Оба варианта — кринка и крынка — допустимы. Специфическая форма крынки не случайна. Прямое предназначение этого сосуда — хранить молоко и простоквашу. Если оставить парное молоко на какое-то время, оно разделится на фракции: на, собственно, молоко и на сливки. Сливки ценнее и скапливаются сверху, как раз в месте сужения кринки. Благодаря этому их удобно собирать. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны, который было удобно снимать ложкой. В кринке молоко не только хранили и подавали на стол, но еще и топили в печи. Именно в этой посуде молоко топилось, не пригорая. Оно приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху образовывалась темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сливок. Крынки были известны как в Древней Руси, так и в других государствах. В прошлом без кринок не обходилась ни одна деревня. Типичная деталь южно — русского сельского пейзажа XIX–XX веков — кринки, висящие для сушки на кольях плетня. Сосуды были объемом 1—2 литра, с толстыми стенками и утолщенным верхним краем. Они выполнялись без рисунка, иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Форма горла, его диаметр и высота были рассчитаны так, чтобы кринку можно было обхватить рукой. В то же время горлышко должно было быть достаточно широким, для того чтобы внутрь могла войти рука и помыть сосуд. Различали женские и мужские кринки. Когда женщина приходила на рынок купить крынку, она первым делом брала ее в руку за узкое место: проверяла, сможет ли держать сосуд одной рукой. Следом она засовывала другую руку внутрь. Рука проходит — значит, крынка подходящая. У мужских кринок было второе название — «холостяцкие». Горлышко у такой крынки было очень широкое — чтобы поместилась мужская рука.
Коко́шник (др.-рус. ко́кошь «курица») — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Диалектные варианты названия: кокошница, кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твёрдой основе из проклеенного или простёганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закреплённым с помощью тесёмок. Поверх кокошников часто носили шёлковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое лёгкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шёлка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину. «Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и так далее. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно различающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твёрдую основу — кокошник».
Традиции ношения Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетённые в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчёркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники». Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 рублей ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству. Обычно кокошник надевали по праздникам, а в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Подобия кокошника — твёрдые головные уборы, низко сидящие на лбу и закрывающие голову полностью до ушей — встречаются уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку. Само название «кокошник» впервые встречается в документах XVI века. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья причёска торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребёнка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своём замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трёх дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками. В XIX веке бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и так далее.
Прялка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Ручная прялка использовалась в Индии ещё 2500 лет назад. Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения в Вологодской области России. Прялка-донце Ручная прялка , состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: • цельные (делались из корня и ствола березы или ели), • составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной). Колёсная прялка Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом. Самопрялка Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. Видеоролик прядения прялкой: при помощи педали девушка приводит во вращение приводное колесо, которое вращает расположенное над ним веретено и рогульку, крутящуюся вокруг веретена и наматывающую на веретено спрядённую нить В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине. Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрёл многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом. Самопрялочная машина Первая в мире многоверетенная прядильная и гребнечесальная машина была изобретена и построена в 1760 году русским купцом-предпринимателем Родионом Андреяновичем Глинковым. Впервые водяное колесо в качестве гидравлического двигателя было использовано для «самопрялки» (отсюда название «ватер-машина» или просто «ватер»). Прядильно-чесальная машина Глинкова состояла из двух самостоятельных частей, соединенных в одну систему с общим гидравлическим двигателем. Водяное колесо вращалось скоростью 6 оборотов в минуту, имело диаметр 4,2 м, ширину лопаток — 1 м. Гребнечесальня обслуживалась двумя рабочими и заменяла труд 30 человек. В этой машине впервые были осуществлены подвижной тисочный зажим, переменная скорость прочесывания волокон, обеспыливание процесса гребнечесания. Прядильня имела 30 веретен с катушками, вращающихся со скоростью 1260 оборотов в минуту. В своей машине Глинков применил принцип непрерывного прядения — механическую перемотку, идею Леонардо да Винчи. Машина повышала производительность труда в пять раз. Достижение осталось неизвестным человечеству. В мировую промышленность подобные машины ввел изобретатель и промышленник сэр Исаак Холден который придумал в 1845 году гребнечесальную машину. Поверья Роспись на ручной прялке XIX век из Нижней Тоймы (Архангельская область) На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, часто изображалось мировое древо. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить». Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет. Мотив прядения отражён в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесённой с собою прялке. Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.
Хлопковую футболку, ситцевое платье, шелковый шейный платок, нейлоновую сорочку – изделие из любого вида ткани можно легко привести в порядок, просто переключив режим вашего утюга. Характеристики современных моделей, входящих в рейтинг лучших, впечатляют: маневренность, привлекательный дизайн, система самоочистки, дополнительная сменная подошва в комплекте. Привычные для нас электроприборы заметно отличаются от тех, какие выпускались в нашей стране до того, как отечественный рынок заполнила бытовая техника западного производства. А какими были утюги, которыми пользовались столетия назад? Угольный, или как его в народе называли «духовой», утюг появился еще в эпоху Средневековья. Традиционно изготавливался из чугуна. В открывающийся отсек закладывали раскаленные угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, в которые дули, если жар сходил. Хозяйка, держась за деревянную ручку, водила нагретым утюгом по ткани, разглаживая на ней складки и морщинки. Делать это нужно было предельно осторожно, ведь угольки могли выскочить и прожечь материю. Прибор имел ряд недостатков – сильно коптил, выделял угарный газ и горелый запах. Весил такой утюг порядка десяти килограммов, и чтобы с ним справиться, нужна была определенная сноровка и сила в руках, кроме того, был велик риск получить ожог. Позднее стали изготавливать цельнолитые чугунные модели, в которых уголь не использовался. Для глажения воротничков и манжет использовали цельнолитый чугунный утюжок небольшого размера. Нагревали их в печи или на печке, и требовалась большая осторожность. Изготавливались утюги на чугунолитейных заводах. Прогресс, как известно, не стоит на месте, и чугунные утюги были вытеснены более удобными и легкими электрическими. А каким прибор станет в будущем — покажет время.
История русского сарафана начинается с первого упоминания о нём в Никоновской летописи от 1376 года. Изначально это был элемент не женского, а мужского костюма, в нём ходили, главным образом, воеводы. Изделия изготавливались из очень прочного льна и отличались самой простой прямой линией кроя. Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Судя по письменным источникам (завещаниям, договорам, закладным, запискам путешественников), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через голову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц. Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шушун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотнища или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей белого, красного, черного и темно-синего цветов. В ходе петровских реформ (XVIII век) сарафан, как и традиционная одежда в целом, вышел из употребления у знатных девушек и женщин, сохранившись в среде простолюдинок (как и в городе, так и на селе) и купчих. По мнению некоторых учёных, сарафан проник в крестьянский быт в XVIII веке, до этого он был атрибутом исключительно гардероба горожанок. В XIX столетии сарафан был самой распространённой одеждой русских крестьянок, его носили в основном в средней полосе, на Русском Севере и в Поволжье. Впоследствии сарафан распространился и в южнорусские губернии, став элементом костюма незамужних девушек. Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы (юбки, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром). Различия были и в пошиве.
Так, сегодня известно несколько основных кроев:
- 1.Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна была в Московской губернии.
- 2. Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.
- 3. Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.
- 4. Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке.
- Очень нарядный и изящный вариант. Сарафан как предмет традиционного костюма носили в быту вплоть до 1920-х годов, а старухи донашивали его до 1940-х.
История рушника
Долгое время было принято считать, что слово «рушник» происходит от слова «рука». И обозначает он полотенце, которым вытирают руки. На самом деле это не так. Происхождение он ведет от слова «руш», которое в древнеславянском означало «рушить». С чем это связано? С тем, что раньше у крестьян не было ножниц. И для рушника кусок ткани не отрезали, как это принято в наши дни, а отрывали руками.
Виды рушников на Руси:
• Подорожный. Давался в дорогу путешественникам, воинам, торговцам.
• Пасхальный рушник. Вышивался к празднику. На нем выносились выпеченные куличи.
• Обыденный. Вышивался в течение дня (обязательно до наступления сумерек). Его использовали в обрядах при засухе или падеже скота.
• Родильный. На него повитуха принимала младенца.
• Крестильный. В нем приносили ребенка на крещение и вытирали его после купели.
• Блинник. Его дарили на Масленицу гостеприимным хозяевам за вкусное угощение.
• Хлебосольный. На нем выносили хлеб-соль, когда встречали дорогих гостей.
Свадебные рушники
На Руси ни одна свадьба не обходилась без рушников. Их в то время существовало более сорока видов. Один свадебный рушник дарили родители невесты жениху в знак того, что они одобряют брак. Другой использовали во время венчания, третий преподносили на память свидетелям. Сегодня от этих богатых традиций остались только две. Первая – это вынос каравая. Вторая – связывание рук жениха и невесты в знак прочной любви. Интересные факты На Руси каждая невеста сама вышивала несколько видов рушников для будущей свадьбы. Считалось, что, делая это, она наколдовывала себе счастливую семейную жизнь. Для того, чтобы жить с мужем в любви и согласии, следовало садиться за работу только в хорошем настроении, с добрыми мыслями и до заката солнца. Символы для вышивки подбирались тщательно. Парные птицы (голуби или лебеди) символизировали любовь и счастье, имена брачующихся – благословение рода, цветы – здоровье будущих детей. После свадьбы оставшиеся в кругу семьи рушники складывались в сундуки и хранились много лет. Чтобы не навредить своему роду, их запрещалось выбрасывать или дарить чужим людям. А вот передавать по наследству разрешалось. Считалось, что если счастливая в браке женщина подарит своим детям свадебные рушники, то и у них жизнь заладится.
Кувшины используются в быту. Главным назначением кувшина было хранение жидкостей. Поэтому его относили к «питейной» посуде. Вид напитка определял форму сосуда. В широкие, округлые наливали воду, квас, вино, в удлиненные с крышкой — пиво. Однако в истории известны случаи, когда кувшины использовали и для других нужд. Например, кувшин-крупник использовали для хранения сыпучих продуктов. В него можно было вместить пуд (около 16 кг) какой-нибудь крупы, поэтому его еще называли «пудовик». Существовали кувшины-рукомои для умывания. Причем кувшин для мытья рук отличало наличие ножки, большой ручки и удлиненного носика. Также на Руси кувшины использовали при строительстве храмов для улучшения акустики внутри помещения. Русские зодчие замуровывали кувшины разной величины по основанию купола, так, что снаружи оставалось только отверстие горлышка. Для строительства использовали кувшины, изготовленные из хорошо отмученной глины, сильно обожженные, их внутренняя поверхность была не заглажена. Глиняные кувшины встречаются краснолощеные и чернолощеные. Краснолощеные имеют естественный цвет глины. Чернолощеные — приобретают черный цвет в процессе обжига в печи без доступа кислорода, при последующем томлении в густом черном дыму. Для создания густого задымления уже в конце обжига в гончарный горн добавляли смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву. Поэтому черную керамику еще называли томленой или мореной. В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с VII по XIX вв. Знаете ли вы? Благодаря пористой структуре глиняных кувшинов с внешней стороны кувшин всегда влажен, а внутренняя температура ниже внешней. Это свойство позволяет кувшину из глины регулировать температуру и влажность. Преимущества глиняного кувшина очевидны, в теплую погоду холодный напиток останется холодным, в холодную погоду теплый напиток останется теплым.
Русская печь
История русской печи насчитывает не одну сотню лет. Несмотря на это русская печь успешно дожила до нашего времени, зачастую ее можно встретить ещё во многих и многих деревнях и городках России. Любители старины и уюта не прочь иметь такую печь и в загородных домах и дачах. Откуда такая многовековая популярность? В какой-то степени русская печь является символом Руси и является целым явлением восточнославянской культуры, олицетворением русского духа. Конструкция русской печи очень проста, но в то же время супер функциональна, в чем с ней не могут конкурировать никакие другие печи. Основной секрет русской печи — это сводчатая камера, разогревающаяся до 500°С. Разогретая камера (или горнило) может часами хранить тепло, что с успехом использовалось для приготовления пищи. Температура в 500°С — как раз требуемая температура для выпечки хлеба. В наше время русские печи почему-то почти не используются по назначению — топится обычно пристроенная к печи плита. Ни у какого народа не связано так много с печью, как у русского. Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте. Она остывала только вместе с гибелью всей семьи или дома. Русская печь — слышишь эти слова, и сразу веет стариной, теплом и уютом. Кажется, уж лучше печи ничего до сих пор не придумано, и она по праву исстари занимает самое важное место в доме. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А еще говорили: «печь нам мать родная», «на печи все красно лето», «добрая-то речь, коль в избе есть печь», «уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони». Как мы будем своим детям и внукам сказки читать? Ведь в сказках Баба Яга пытается Иванушку в печь посадить, или Емеля разъезжает на печке. 33 года просидел на печи, набираясь сил, богатырь Илья Муромец. В печь, как под материнскую юбку, прячутся братец с сестрицей из русской народной сказки, спасаясь от Гусей-Лебедей. Глядя на газовый котел, дети никогда не поймут, как такое могло быть. А мы… сможем ли мы рассказать, показать эту самую печь? Поэтому я подготовила для вас материал о русской печке, чтобы последующие поколения знали об этом русском чуде. Печи появились у наших предков достаточно рано, так как зимы были суровые и нужен был какой-то источник тепла. Исследователи считают, что уже в VI веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Местоположение печи определяло всю планировку жилища. Печь ставили обычно устьем в сторону входа, в правом углу, но были поселения, где предпочитали левый. Таких поселений не много, они являются скорее исключением. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался – бабий кут (угол). Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. В VIII-X веках печи по прежнему ставили в дальнем от входа углу, и правостороннее расположение преобладало. Место входа в печь называлось по разному: чело, сало, зев, горнило, устье. Для того, чтобы приготовить пищу в сводах печи делали отверстия диаметром около 20 см. Разведя в печи огонь, в отверстия свода вставляли горшок и варили пищу, как на плите. Пища получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. Кстати, посуда для приготовления пищи в русской печи постепенно приняла форму, в наибольшей степени отвечающую особенностям очага. Керамические горшки и металлические чугуны выпуклы и округлы именно потому, что нагрев в печи осуществляется с боков. Дно горшка, стоящего на поду, нагревается очень слабо, вследствие чего его делают совсем небольших размеров. Да и ухватом поддевать горшок с таким дном гораздо легче. Наконец, русская печь довольно успешно выполняла роль бани. Делали это так. Из разогретой печи удаляли угли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали свод горнила настоем душистых трав или квасом, отчего в нем резко повышалась влажность воздуха и температура. Ну, а дальше брали березовый веник и хлестали себя так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало». Главная особенность такой парилки — в том, что в печи почти нет пара и все тело равномерно прогревается от горячих стен, из которых исходит сухое тепло. Именно такое тепло лучше всего лечит. Однако главным назначением печи всегда было и остается приготовление пищи. Для выпечки хлеба, когда в горниле остаются одни угли, вьюшку в дымоходе закрывают, а заслонку топки приоткрывают. В таком состоянии печь выдерживают 10—15 минут, после чего проверяют температуру пода, бросив на него немного муки. Если мука чернеет — значит, под перегрет, и его продолжают охлаждать. Коричневый цвет свидетельствует о нормальном нагреве, когда в горнило можно сажать хлеб. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испеченный в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. В ней прекрасно пекутся пироги, тушатся овощи, мясо и рыба. Все наши ультрасовременные печи не идут ни в какое сравнение с русской духовой печью. А секрет в том, что жар в русской печи распределяется очень равномерно и температура 250—300°С остается стабильной в течение довольно длительного времени. … Русская печь была основой традиционного крестьянского быта. Отсюда нежная привязанность к ней крестьянина и его неприятие других видов печей, отразившееся в поговорках: "Прихоть для бар, а нам нужон жар да пар", "Тоже мне печь – ни лечь, ни спечь", – все они носили у нас название "голландок" да "шведок", пусть и делались русскими мастерами: титула печи крестьянская Россия им так и не присвоила.
РОЛЬ ХОЗЯЙКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ.
В русской избе хозяйка (на Руси её называли «большуха») отвечала за руководство домашним хозяйством. Обычно это была мать или свекровь. Некоторые обязанности: Ведение дома. Хозяйка держала ключи от дверей, вела учёт припасам, следила за чистотой полатей, одежды и прочего. Приготовление пищи. В углу избы, который находился напротив устья печи, было рабочее место хозяйки. Там она готовила пищу, использовала различные приспособления: кочергу, ухват, помело и другие. Воспитание детей. На хозяйке лежали обязанности по наказанию непослушных детей и приобщению их к труду. Хранение денег. Хозяйка сберегала деньги в избе, в то время как внешними платежами занимался глава семьи. Таким образом, хозяйка была хранительницей домашнего очага и В крестьянской семье роль жены, матери, хозяйки дома считалась почетной. Для наших предков быть «доброй женой» означало умело вести домашнее хозяйство, заботиться о муже. Прежде всего, юную крестьянку обучали всякой домашней работе: прясть, ткать, шить, нянчить детей, доить коров. Родители считали: это наставит дочку на правильный путь, подготовит к семейной жизни. Трудолюбие считалось одним из важнейших достоинств невесты. Поэтому к выполнению своих обязанностей юные крестьянки относились серьезно, стараясь показать себя с лучшей стороны. Мало что изменилось в наши дни, семья держится на тех же постулатах: взаимном уважении, трудолюбии, доверии и поддержке. РОЛЬ ХОЗЯИНА В РУССКОЙ ИЗБЕ. Хозяин дома в русской избе, которого ещё называли «большаком», был главой семейства и управлял хозяйством. Выбирали его по праву старшинства. Он отвечал за благосостояние дома, решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ. Большак мог и наказать — за лень, праздность, хозяйственные упущения или проступки. Во время застолья он давал знак к началу приёма пищи, определял время обеда. Рабочее место хозяина находилось в одном из углов избы, слева или справа от двери. Здесь стояла лавка, на которой он спал, а под ней в ящике хранился инструмент. Хозяин выбирал место для нового дома, для всех важных построек.
Самовар – это металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Внутри тулова находилась труба - первые самовары топились древесными углями, щепками или шишками. Чуть позднее появились керосиновые и спиртовые модели. Современные самовары по форме и виду напоминают своих предшественников, но вода закипает уже за счет электричества. В 40-е годы XVIII века в письменных источниках впервые встречается слово, касающееся чудесной водогрейной машины. Кто-то полагает, что название происходит от идеи – «сам варит», а другие считают, что в основу названия легло татарское слов «снабар» - чайник. Когда появился первый самовар в России По легенде самовары завез в Россию главный любитель европейских диковинок – царь Петр I. На самом деле дата появления самоваров в России более поздняя. По некоторым историческим данным, первые медные устройства для нагрева воды появились там, где была развита металлодобыча - на Урале, - так как основным материалом для изготовления самоваров были медь и латунь. Первопроходцами в самоварном деле стал тульские промышленники Демидов, основавший в 1725 году Суксунский медеплавильный завод на юго-востоке Пермского края. Это событие ознаменовало начало истории уральских «чайных машин», а также было налажено изготовление медной посуды. Многие ошибочно считают Тулу местом рождения самовара. Официально же первый тульский самовар был выпущен только в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. Уже к середине XIX века в Туле работало около 80 самоварных предприятий, а сам город получил звание «самоварной столицы». Продукция известных тульских мастеров путешествовала по всей России. Самовар считался посудой для аристократов, так как его цена была достаточно высока. Высокий спрос накладывал обязательства на фабрикантов - им было необходимо следить не только за функциональными, но и за внешними параметрами. Самовары дополняли интерьеры состоятельных граждан и должны были вписываться в стиль обстановки. В Туле изготавливались более ста видов разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Над дизайном работали знаменитые художники – они продумывали формы и роспись «чайных машин». Производители экспериментировали с материалами в попытке перещеголять конкурентов. Появлялись изделия из фарфора, стекла, дерева. В мастерских Карла Фаберже для высшей знати создавались модели из чистого серебра и золота. Такие самовары поставляли к царскому двору, где традиции чаепития отводили очень значительную роль. Сегодня примеры необычных самоваров можно увидеть в Тульском музее самовара, которые открылся в 1990 году. Со временем промышленники стали производить самовары для масс, и этот чудо-прибор занял почетное место в каждом доме. Блестящий самовар считался центром стола, его бережно хранили и регулярно чистили. Классификация самоваров Существует несколько основных видов самоваров, которые различаются по своему внутреннему устройству, а также по предназначению: • Жаровые или угольные - это классический тип самовара, появившийся еще в XIX веке. Внутри самовара проходит жаровая труба, в которую кидают топливо – дрова, угли, шишки. За счет создаваемого жара и закипает вода;
• Керосиновые и спиртовые – тульской самоварной промышленностью, наряду с самоварами, которые разжигали твердым топливом (например, древесным углем), выпускались и те, которые работали на жидком топливе. Ярким примером являются керосиновые и спиртовые самовары с резервуаром для топлива. Из-за высокой цены на керосин они больше были распространены на Кавказе, где он стоил гораздо дешевле;
• Электрические появились в Советском Союзе. Форма электрического самовара сохранила привычные элементы старинных самоваров, но нагревались они от электросети;
• Комбинированные – любопытный вид самовара, который имел две опции: его можно было кипятить электричеством, либо растапливать классическим образом при помощи угля или щепок.
Общее устройство Самовары имеют разные формы, но при этом все они устроены примерно одинаково. Он всегда имеет емкость для воды, которая называется «тулово» или реже «стенка». Форма по большей части зависит от формы тулова. Существуют самовары в форме рюмки, шара, банки. Независимо от формы тулова, внизу к нему крепится поддон с устойчивыми ножками. Поддон и тулово соединяются между собой шейкой, в которой располагаются отверстия для воздуха – поддувала. Для горения нужен воздух, и сквозь эти отверстия он попадает внутрь. Внутри тулова находится главный нагревательный элемент – труба, также известная как жаровня или кувшин. В нее загружают топливо – древесный уголь, щепки, шишки. Через жаровую трубу поднимается и выходит наружу горячий воздух, который нагревает воду. Кувшин обычно имеет большой диаметр и расширяется к низу. Чем больше его поверхность, тем быстрее закипает вода. В верхней части трубы находится конфорка – она ставится на крышку. Зачастую на конфорку сверху ставят заварочный чайничек. Также у каждого самовара есть ручки по бокам и кран, который чаще располагается в нижней части тулова, чтобы осадок не попадал в чашки.